Маршрут выходного дня по д.Николаево Шумилинского района
«Памятные места нашей малой родины»
Цель: воспитание у дошкольников патриотизма, уважения и интереса к истории родного края.
Тип: семейный маршрут выходного дня.
Вид: пеший, велосипедный.
Продолжительность: 1,5 - 2 часа.
Протяженность: 2 - 2,5 км.
Маршрут:
1. Памятник Рядовому Губайдулину (рядом с детским садом ул.Центральная);
2. Памятный знак воинам-землякам (перекрёсток улиц Центральная, Молодёжная Мира);
3. Памятник погибшим лётчикам (конец улицы Победы, рядом с гражданским кладбищем);
4. Река Западная Двина (конец улицы Победа, внизу от гражданского кладбища)
СОДЕРЖАНИЕ МАРШРУТА
I. ЧТО РАССМОТРЕТЬ С РЕБЕНКОМ, РАССКАЗАТЬ (ПРОЧИТАТЬ) РЕБЕНКУ
Начните маршрут с памятника рядовому Губайдулину, который находится рядом с детским садом на улице Центральной. Памятник высечен из камня в форме пятиконечной звезды, которая символизирует несгибаемый дух советского народа в годы Великой Отечественной войны. Памятник был установлен в годы СССР.
Продолжите маршрут к Памятному знаку погибшим воинам – землякам, который расположен на пересечении улиц Центральной, Мира, Молодёжной. Памятник представляет собой фигуру женщины на постаменте и сидящую у неё на плече девочку. Женщина всматривается в даль, дожидаясь своих мужа и сыновей. памятник был установлен в центре деревни в советские годы. К памятнику ведёт мощёная дорожка, по краю которой растут плакучие ивы.
Дальше продолжаем маршрут к братской могиле погибших лётчиков. данная могила увековечивает память лётчиков мл.лейтенанта Сергеенко Георгия Прокофьевича и лейтенанта Рыженкова Ефима Ивановича, которые погибли при освобождении д.Николаево в 1944 году. памятник расположен в конце улицы Победа, недалеко от правого берега реки Западная Двина.
Завершаем маршрут на берегу живописной реки Западная Двина, на правом берегу которой и размещена деревня Николаево. Ребёнку можно рассказать, что до 1995 года моста, который связывает д.Николаево Шумилинского района и г.п.Улла Бешенковичского района, не было. Переправа через реку была налажена при помощи парома, который работал в тёплое время года. В зимний период река замерзала и жители переправлялись на противоположный берег по льду.
II. КАКИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО ЗАДАТЬ РЕБЕНКУ
Уточните у ребёнка, что он знает о войне. Поинтересуйтесь у ребенка, что запомнилось больше всего. Было ли интересно? Будет ли ему интересно пройти по этому маршруту еще раз? Хотел бы он посетить другие памятные места?
III. ПОИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ
Дидактическая игра «Кто где служит?»
Небо охраняют - лётчики;
Границу - пограничники;
В танковых войсках служат - танкисты;
В пехоте - пехотинцы.
А ты знаешь, чем занимаются военные?
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Я буду называть профессию, а ты мне говори, что делает человек:
Лётчик - управляет самолётом;
Пограничник - охраняет границу;
Танкист - управляет танком;
Подводник - плавает под водой;
Моряк - управляет кораблём;
Сапёр - обезвреживает мины.
Игра «Попади в цель»
Загадайте загадку:
Гусеницы две ползут,
Башню с пушкою везут.(Танк)
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю
Отправляется в полет
Наш…(Вертолет)
IV. РЕФЛЕКСИЯ
После прогулки предложите своему ребенку нарисовать то, что больше всего запомнилось во время прогулки. Так же можно подготовить со своим ребенком фотоотчёт о том, где вы побывали. Или по дороге домой можно попробовать разучить с ребенком одно из стихотворений:
Пусть дети не знают войны
Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас –
Всё им испытать довелось.
Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны! (М.Владимов)
День Победы
Майский праздник - День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят. (Т.Белозеров)
Что за праздник?
В небе праздничный салют,
Фейерверки там и тут.
Поздравляет вся страна
Славных ветеранов.
А цветущая весна
Дарит им тюльпаны,
Дарит белую сирень.
Что за славный майский день? (Н.Иванова)
Ля Вечнага агню
Вечны агонь…
Гэта светлая памяць Радзiмы
Пра бессмяротных герояў яе.
Гэта – наша гатоўнасцьБыць iмi.
Гэта – наша пракляццеВайне. (Мiхась Пазнякоў)
<article>Маршрут выходного дня
«Липы цвет – лета привет»
(для детей 4 - 5 лет)
(Яблоневый сад на берегу р.Западная Двина, липовая аллея. д.Николаево).
Рекомендуемый возраст ребёнка: средний- старший дошкольный возраст.
Цель: воспитание бережного отношения к природе, привитие экологических навыков.
Задачи: систематизировать и расширить представления детей дошкольного возраста о растениях родного края, о видовом разнообразии деревьев, кустарников, белорусского леса; стимулировать любознательность, развивать познавательные умения и навыки в игровой деятельности, коммуникативную активность; воспитывать любовь к родному краю, экологическую культуру и бережное отношение к природе, способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой.
Тип : семейный маршрут выходного дня.
Вид: пеший.
Протяженность: 1 км.
Маршрут: здание Николаевского лесничества (ул.Молодёжная).
Яблоневый сад (рядом со зданием лесничества)
Липовая аллея (рядом с яблоневым садом вдоль берега реки Западная Двина).
Совместный с ребенком поход – это не отдых для родителей, а время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостоверится, что Вы его любите, что живете его интересами. Не забывайте смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление. Читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов. Ваша речь, дорогие родители – эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. Не забывайте побуждать ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их.
Лето одето в яркий сарафан из трав и цветов. Обратите внимание, в каком чудесном месте мы с вами проживаем. В выходной день можно погулять с ребёнком по берегу реки Западная Двина, посетить тенистую липовую аллею. А уж какое удовольствие попить чайку на свежем воздухе в кругу близких людей да вдобавок за душевной беседой!
Лето – самое время для восстановления сил, энергии и здоровья, подорванных длительной непогодой и стрессами. И помочь нам в этом могут не только летние овощи и фрукты, но и травяные чаи.
Травяные чаи и настойки наши предки научились готовить еще в стародавние времена. Травники и знахари собирали и сушили целебные травы и коренья, а потом делали из них чудодейственные отвары и чаи. И в наши дни многие старинные рецепты таких чаев из трав с успехом применяются современной медициной при профилактике и лечении многих заболеваний.
Травяные чаи могут состоять исключительно из трав, или же включать в себя и традиционную чайную заварку. В нашей стране особенно популярны сложные травяные чаи, когда к основной заварке на основе черного или зеленого чая добавляются при заваривании травы.
По своим свойствам травяные чаи бывают витаминные, тонизирующие, успокаивающие, профилактические, лечебные. Современные аптеки предлагают очень широкий ассортимент травяных чаев на все случаи жизни. Оригинальные чайные травяные сборы можно найти и в специализированных чайных магазинах и бутиках. Но если вы хорошо разбираетесь в травах, то нет ничего лучше, чем заготовить такие сборы самостоятельно, ведь уже сам процесс сбора трав – это огромное удовольствие.
Как сушить
Собранный растительный материал требует тщательной сортировки, после которой его промывают прохладной водой, просушивают и только тогда кладут для сушки. Травники всегда сушат только цельный материал. Это значит, что если в растении полезными свойствами обладают листья или цветы, их отделяют от стебля не сразу при сборе, а после высушивания. Так в растении остаются все биологически активные компоненты, а не вытекают вместе с соком.
Конечно, это правило действует не всегда. Липовый цвет собирают без веток и листьев, в шиповнике ценны только плоды, а чабрец можно срезать ножницами – он быстро отрастет снова. Как сушить травы правильно?
Готовое к сушке сырье раскладывают на листе плотной бумаги, картона, доске или столешнице. Можно под низ положить хлопчатобумажную тонкую ткань. Травы свободно раскладывают и оставляют сушиться в проветриваемом помещении так, чтобы на них не падали прямые солнечные лучи. Идеальным помещением для сушки считается чердак, беседка, балкон. В среднем время сушки длится от 3-х дней до 2-х недель в зависимости от вида сырья и его плотности. Цветы и листья сохнут быстрее, ветки и стебли – медленнее. Высушенный материал измельчают, чтобы его проще было хранить и позже готовить чай. Измельчают обычно руками или с использованием ножниц. Измельченные ингредиенты фасуют в тканевые мешочки, стеклянные или жестяные емкости и хранят в прохладном месте без доступа яркого света. Для этого подойдет обычный кухонный ящик, удаленный от плиты. Срок хранения – не более 1 года. Для удобства из высушенного и измельченного сырья можно сразу же приготовить травяные сборы для чая, смешав их в нужных пропорциях. Так будет проще и быстрее готовить чай в будущем.
Содержание маршрута:
- Липовая аллея (возле яблоневого сада вдоль берега реки Западная Двина в д.Николаево).
Мы сегодня с тобой отправимся в путешествие.
Первое волшебное место, которое мы посетим – это липовая аллея. Расскажите ребенку, что лес - это зеленый наряд земли. Это большая лаборатория для производства кислорода. Это дом для зверей и птиц, деревьев и кустарников. Лес – это наше национальное богатство, важнейший сырьевой ресурс. Лес - это кладовая, которая щедро одаривает человека. Подойдя к липовой аллее, предложите ребёнку закрыть глаза и глубоко подышать носиком, почувствовать аромат цветущих лип.
Собираемся на прогулку :
- определить маршрут прогулки(липовая аллея).
- выбрать время для прогулки (утро или вечер), чтобы не было перегрева;
- договоритесь об остановках для отдыха в пути;
- рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений в лесопарке, игр на берегу речки;
- создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти было весело;
- пусть ребёнок вместе с Вами участвует в сборах.
Возьмите с собой:
-перекус, воду;
-фотоаппарат
-тканевые мешочки для сбора цветков липы;
Прогулка :
Начиная прогулку с ребенком, поговорите о своем отличном настроении, о хорошей погоде. По ходу прогулки любуйтесь природой. Рассматривая летнюю природу (деревья, кусты, обращайте внимание на ствол, ветки, голубое небо, яркое солнце. Ствол клена, березы, рябины, липы можно обхватить руками, а некоторые стволы всей семьей. Вы получите приятные впечатления, организовав совместную подвижную игру «Раз, два, три, к дереву беги» (каждый раз ведущий называет дерево, которое следует определить и добежать до него). Поиграйте в игры «кто дальше», «попади в цель». Рассмотрите листья на деревьях. Объясните ребенку, что деревья дают чистый и свежий воздух, спасают летом от зноя, зимой- это отличное место для катания на лыжах и санках, для лепки снеговика.
Уходя из лесопарка, поблагодарите природу за гостеприимство, радость, испытанную от прогулки. Дома предложите ребенку нарисовать свои впечатления.
На прогулке обязательно используйте художественное слово, прочтите ребёнку:
Липа
Посмотрите дети -
Это липы цвет,
Ароматы лета,
Нам принес в привет,
Чай его душистый,
Любит стар и мал,
Очень многим людям
Он здоровье дал:
Сбил температуру,
Горло подлечил,
Горькую микстуру
Детям заменил,
И от кашля средства
Просто лучше нет -
Вот какой кудесник
Этот липов цвет!
Ирина Козленко
О липе
Листья – сердечки
И с крылышком – плод
Липа на пасеке
Нашей растет,
Стройная липа,
Тенистая липа …
В соты стекается
Липовый мед.
Ю.Насимович
Приятного Вам отдыха
Как собирать цветы липы
Липу можно собирать с прицветником, который находится рядом с цветоножкой, т.к. в этой части растения содержится много полезных веществ. Срезать цветы можно обычными ножницами или небольшим секатором.
Для чего нужна
Не упустите момент собрать цветы липы, пока она не отцвела. Липа отлично помогает при простудных заболеваниях, укрепляет иммунитет, обладает противовоспалительными и антибактериальными свойствами и выводит токсины из организма.
</article>